Отредактировано:29.10.10 20:41
[COLOR=darkblue]
[SIZE=+2][B]Ретроинноград [/B][/SIZE]
[SIZE=+1]
[FONT=Geneva]
Мы даже не имеем представления о тех прорывных технологиях, которые кардинально изменят мир уже через 10 лет. В этом мире Россия окажется отсталой и обедневшей страной, потерявшей вектор развития, рынки сбыта и вчерашних партнеров
В последние годы стратегии, концепции, программы долгосрочного развития всего и вся вбрасываются в российское информационное пространство чаще, чем меняются времена года. Но вот парадокс — все эти бюрократические перлы с безымянным авторством впоследствии либо отправляются в корзину, либо ловко подменяются еще более многолетними и амбициозными планами. А между тем за рубежом все сценарии будущего уже как минимум лет сорок пишутся по результатам форсайт-исследований, являющихся руководством к принятию решений.
[B]О чем мы не знаем[/B]
Большинство западных ученых считают, что форсайт (дословно «взгляд в будущее») — это способ «стратегического, предупреждающего мышления», не являющийся прогнозированием, а исследующий альтернативные варианты будущего. Отсюда и одно из определений форсайта как метода выявления «возможностей и угроз, которые могут возникнуть в ближайшие годы и десятилетия». В мире форсайт давно и безоговорочно признан мостом между исследованиями перспектив и разработкой политических, социально-экономических, технологических, корпоративных планов и стратегий.
В начале XXI века форсайт стал особенно актуальным. Ускоряющиеся эволюционные процессы, увеличившиеся неопределенности и риски, возросшие геополитические, экономические, социальные, инновационно-технологические проблемы требуют не только быстрого реагирования со стороны финансового, производственного, научного потенциала, но и ускоренной адаптации всех национальных институтов к меняющимся внешним и внутренним условиям. Без реалистичной и одновременно содержащей альтернативы качественной (не количественной! ) стратегии развития, составление которой и является одной из целей форсайта, мы окажемся слепыми, но беспрестанно мяукающими котятами. Именно такое поведение характерно для сегодняшней России.
Но довольно теории, на практике форсайт-исследования выглядят примерно так. Экспертные группы (панели), в которые входят несколько сотен представителей государства, науки, бизнеса и потребителей, путем проведения многоступенчатых опросов (так называемых дельфи-опросов), посредством дистанционного диалога и мозговых штурмов вырабатывают общее видение перспектив развития. Полученные результаты структурируются в сценариях (обычно от трех до шести), на основе которых представители органов власти или менеджмент компаний принимают решения. Обязательным условием форсайта является наличие устойчивой обратной связи на всех этапах исследования.
Заглянуть в будущее всегда заманчиво, особенно в страновом аспекте. Используя результаты зарубежных форсайт-исследований, покажем несколько угроз, поджидающих Россию в ближайшее десятилетие. Сразу скажем, что в нашей стране практика системных взглядов в будущее практически незаметна. Котята-то слепые.
[B]Снижение экспорта российских углеводородов[/B]
Насколько упадет поток нефтедолларов, неизвестно, но уменьшение экспорта природного газа в Европу стало реальностью уже в этом году. Однако вместо мероприятий по повышению эффективности или ревизии непрофильных активов правительство решило предоставить «национальному достоянию» помощь в размере $800 млн, или почти 25 млрд рублей из дефицитного бюджета.
Начало производства экономически приемлемых автомобилей с гибридными двигателями (2012—2015 гг.), опытного (до 2015 г.) и массового (до 2020 г.) производства экономичных городских электромобилей. Не так давно Китай принял 10-летний план по превращению страны в мирового лидера по производству гибридных авто- и электромобилей. План, в частности, предусматривает перепрофилирование трех из пяти ведущих китайских автоконцернов в производителей электромобилей и гибридов, создание нескольких глобальных производств комплектующих, а также ежегодный выпуск к 2020 году не менее 3 млн электромобилей.
В затылок китайцам дышат японцы (Toyota, Nissan, Mitsubishi Motors) и американцы (General Motors). Уже сегодня существуют опытные образцы электромобилей, способных «бегать» без подзарядки до 400 км. Бензиновые и дизельные «движки» постепенно будут вытесняться электрическими, что приведет к снижению потребностей в бензине и дизеле (в США 63% всей потребляемой нефти сжигается в виде автомобильного топлива).
Производство компактных аккумуляторов с высокими энергетическими параметрами (до 2020 г.). Разработке аккумуляторов нового типа для городских электромобилей особое значение придается в США. Так, в рамках «Плана Обамы» на эти и другие цели в области энергосбережения выделено $32 млрд.
[/FONT]
[/SIZE]
[/COLOR]